Накануне в Петербурге появилась новая работа художницы Ульяны Полоз. Нежный портрет маленькой девочки занял свое место на фасаде дома на улице Жуковского, 13. Полоз создает рисунки с репродукциями классических картин, а затем с помощью валика и специального состава украшает ими фасады петербургских домов.
При этом чаще всего картины петербурженки на городских фасадах долго не живут. Последним нашумевшим случаем стало уничтожение граффити-репродукции полотна «Поцелуй» на Стремянной улице.Между тем, с 2015 года в Северной столице наблюдается настоящий бум уличного искусства. Многие работы стрит-художников становятся важными городскими достопримечательностями. Однако городской стрит-арт продолжает сталкиваться с противодействием со стороны чиновников. Корреспондент iReactor в беседе с художником Артемом Филатовым обсудил подходы к определению термина стрит-арта и его перспективы развития в городском пространстве.
Если стрит-арт воспринимать как субкультурное движение, то вход в него достаточно низкий. У человека отсутствует потребность быть частью официального сообщества, иметь образование, находиться на определенной территории и спрашивать у кого-либо разрешение. Стрит-артом можно назвать абстрактное поле для творчества, участником которого может стать любой человек. Профессиональный художник может использовать стрит-арт в качестве инструмента для построения карьеры. А у отдельных комьюнити есть возможность свободно передвигаться по городу и создавать объекты искусства, - пояснил Филатов.
Артем Филатов заметил, что развитие стрит-арта хаотично по своей природе. Но с другой стороны стрит-арт подчинен правилам определенных институций. Существуют организации, которые занимаются исследованием и изучением особенностей уличного искусства
Зачастую к стрит-арту слепо относят только потоки искусства, которые находятся вне академической художественной школы. Настоящую же основу стрит-арта составляют художники и кураторы. Их можно назвать людьми «изнутри». Например, таким человеком является Алиса Савицкая, с которой мы совместно написали книгу «Краткая история нижегородского уличного искусства», - рассказал художник.
Юридический вопрос
Эксперт уточняет, что с юридической точки зрения гражданин России может создавать любые художественные произведения на территории, например, жилых домов или строительных объектов только после согласия определенных органов власти. Но очень часто художники не дожидаются получения специальной лицензии. Таким примером может служить закрашенный властями граффити-портрет Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге.
Нельзя с уверенностью сказать, что стратегия согласования хуже, чем свободный выбор художника. Эстетическая позиция деятеля искусства вполне может превалировать над мнением условного жильца дома. Конфликт в ситуации с граффити-портретом Бродского, на мой взгляд, лишен практического смысла. Очевидно, что автор портрета Олег Лукьянов и представители некоторых СМИ спекулируют на теме уличного искусства. Их действия в очередной раз подтверждают популярную мысль о маргиналии уличного искусства, - подчеркнул Филатов.
Также Филатов рассказал о том, как ограничительные меры в условия коронавирусной инфекции повлияли на работу уличных художников в его родном Нижнем Новгороде.
У нас обстановка полегче, чем в Москве или Санкт-Петербурге, поэтому художники, которые работают в моей мастерской, не остановили свою деятельность. Они по-разному отнеслись к периоду самоизоляции. Кто-то продолжил свою работу в домашних условиях, а кто-то покинул город. В целом, это подтолкнуло нас всех разобрать свои архивы и переосмыслить старые материалы, - заключил художник.
Цель любого искусства – донести до масс свою идею, своё видение мира, и если произведения, запертые в галерее, увидят единицы, то стрит-арт будет заметен для куда большего количества людей. При всех недостатках работы на улице нельзя отрицать, то что стрит-арт втягивает в общий диалог всех участников жизни города.
Свежие комментарии